Жизнедеятельность детей и педагогов в загородном центре осуществляется в трех периодах смены: организационный (оргпериод), основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации.
Оргпериод
Задачи: 1. Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания; 2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; 3. Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; 4. Определение места (статуса) в коллективе; 5. Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; 6. Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; 7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций.
Предлагаемые формы работы: 1. Игры в на знакомство; 2. Экскурсия по лагерю; 3. Игра на территории «Шифровка»; 4. КТД; 5. Формы работы с группами переменного состава; 6. Выбор названия и других отличительных особенностей отряда; 7. Установление традиций в отряде.
Основной
Задачи: 1. Моделирование ситуации успеха; 2. Предоставление свободы выбора; 3. Создание положительного эмоционального настроя; 4. Создание условий для активности ребенка; 5. Поддержание положительного эмоционального настроя; 6. Организация взаимодействия; 7. Поддержание групповых норм.
Предлагаемые формы работы: 1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников; 2. Совместное планирование, проведение дел; 3. Организация равноправного диалога с детьми; 4. Совместное обсуждение возникающих проблем.
Заключительный
Задачи: 1. Организация подведения итогов смены; 2. Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.); 3. Реализация вышеперечисленных знаний и умений; 4. Организация личной рефлексии; 5. Организация групповой рефлексии.
Предлагаемые формы работы: 1. Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение; 2. Выставки творческих работ; 3. Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям).